ИСТОРИЯ АКРОБАТИЧЕСКОГО РОК-Н-РОЛЛА
РОК-Н-РОЛЛ АКРОБАТИЧЕСКИЙ или спортивно-акробатические танцы стали популярны в 20-х гг. XX
столетия. В танцевальных студиях устраивались вечера-балы, на
которых можно было показать акробатические элементы. В России,
например, публика специально ходила на выступления танцевального
дуэта О. Мунгалова — П. Гусев, восхищавшего зрителей сложными
поддержками и энергичной манерой исполнения.
В 50-х гг. на
танцплощадки мира из Америки пришел рок-н-ролл, и молодежь,
которая всегда стремится к необычному, подчинила акробатические
трюки динамике и ритму нового танца. Было подсчитано, что за одну тренировку танцоры делают в
среднем более 7 тыс. разнообразных движений, а две минуты
рок-н-ролла по затраченным усилиям равносильны трехкилометровой
пробежке.
Прошли годи, и
акробатический рок-н-ролл превратился в самостоятельный вид
спорта. Современные соревнования в этой дисциплине — ни с чем не
сравнимое зрелище: здесь и танцы, и показ мод, и различные
эстрадные номера. Танцуя, спортсмены выполняют
головокружительные трюки — сальто, поддержки, перелети. Причем
основным элементом акробатического рок-н-ролла является
специальный шаг.
У
спортсменов-танцоров существует несколько категорий. В категории
«А» исполняются самые сложные, «полетные», трюки. Кавалер,
например, может сделать поддержку дамы на одной руке или
подкрутку, как в фигурном катаний. В танце насчитывается от
восьми до десяти трюков.
В категории «В»
количество элементов «ультра-си» ограничено. Но и здесь
акробатическая техника должна быть филигранной. И наконец, в
категории «С» партнеры исполняют простые поддержки и пируэты.
Научиться им сравнительно несложно.
Чемпионаты мира и
Европы, международные турниры проходят по категориям «А» и «В»,
в каждой из которых две программы. В танцевальной оценивается
техника исполнения основного шага рок-н-ролла, артистизм,
оригинальность постановки танца. В акробатической программе
главное внимание уделяется выполнению трюков.
Самое трудное в
акробатическом рок-н-ролле - умение «танцевать в музыку». Так,
поймать партнершу после двойного сальто нужно в
запрограммированную долю секунды. Поэтому каждое движение в
танце ориентировано на музыкальные такты и доли. И когда один из
партнеров выбивается из ритма на пять полутактов, пару
дисквалифицируют - даже если она обладает феноменальной техникой
и выполняет сложные элементы.
В СССР
акробатический рок-н-ролл долгое время не признавали. Более
того, с ним боролись — как в свое время с шейком и твистом.
Аргументы били традиционными: рок-н-ролл для советского человека
неприемлем, так как в нем содержатся элементы западной
псевдокультуры. Танцоров выгоняли с дискотек, рок-н-ролльные
секции закрывали. Лишь в 1987 г., когда в Москве прошли первые
официальные турниры по акробатическому рок-н-роллу, этот вид
спорта приобрел в России широкую известность.
Первый российский
лауреат международного конкурса исполнителей рок-н-ролла Алексей
Голев был активным пропагандистом нового вида спорта. А Елена
Рябишина и Вячеслав Хлопков стали первыми чемпионами России.
К началу XXI в. Всемирная федерация рок-н-ролла объединяла более
40 национальных федераций. Каждый год пол ее эгидой проводится
более 20 международных турниров и чемпионаты мира. На
Олимпиаде-2000 акробатический рок-н-ролл был представлен в
качестве показательного вида спорта, в XXI столетии он может
войти в программу Игр. (Статья создана по
материалам серии "Энциклопедия для детей" том "Спорт"
Издательство Аванта+)
|