Искусство единоборств имеет древние корни. Феодальные и родовые отношения
сохранили традиции и философию Востока неизменными в течении
пяти тысячелетий. Отдельные приемы единоборств известны были
примерно 4,5 тыс. лет назад. В трактатах “О сущем" , “Желтый
император” Хуанди (III в.до н. э.) подчеркнул единство воинского
искусства и медицины.
II в. до н.э. врач Хуа-то разработал гимнастику “У цин-си” (игра
зверей), на основе которой строились все воинские стили.
В I в. до н. э. Квой-йе создал стиль ушу – “Прием длинной кисти”
- это была первая школа единоборств. Начало современных школ
восточных единоборств связано с именем Великого монаха, одного
из основателей Чань (Дзен) – буддизма – Бодхидхармы. По преданию,
в 520 г.н.э., проделав путь более 4000 км из Индии в Китай, он
пришел в монастырь Шаолинь, где провел 9 лет, передавая монахам
искусство Пранаямы – искусство дыхания, основные гимнастические
упражнения йоги т.н. “18 рук архатов”. Слыл Бодхидхарма также
искусным бойцом. Известно, что Александр Македонский знакомился
с приемами единоборств тех стран, которые он завоевывал. Эту
синтезированную технику он принес в Индию, которую завоевал
последней. Все это унаследовал Бодхидхарма, что сделало его
уникальным бойцом. Известно что по дороге в Шаолинь он совершил
6 подвигов: убил змею, тигра, буйвола и т.д.
По преданию, много времени Бодхидхарма проводил у Белой стены
Священной пещеры в позе медитации, совершенствуя гармонию духа и
тела. Существует легенда, что на стене отпечаталась, от долгого
сидения, тень Бодхидхармы.
Возникновение школ восточных единоборств, связывают с Шаолинем и
именем Бодхидхармы (китайцы называли его Дамо). В Японию это
искусство пришло из Китая.
Воинские искусства Японии имеют не менее древнюю историю, чем в
Китае. Известны такие виды как кумиучи, когу-соку, тегики,
тендари, коси мавари, явара, субаку, ниндзюцу и другие.
Как ни странно, но родиной каратэ-до (путь пустой руки) является
не Япония, а остров Окинава (архипелаг Рюкю). Остров был
независимым, но подвергался нападением китайских и японских
пиратов, а иногда и регулярных войск, и в результате, вынужден
был платить дань своим грозным соседям. Сначала влияние Китая
было сильнее, тем более, что на Окинаве жила целая колония
переселенцев – китайцев, которые и познакомили жителей острова
со своими боевыми искусствами. Некоторые окинавцы ездили в
Китайские монастыри, в том числе и в Шаолинь. Вернувшись, они
положили начало развитию на Окинаве Шаолинь-су цю-ань-фа (Шаолиньский
кулак), а позднее и других стилей. Такая тяга окинавцев к боевым
искусствам объясняется тем , что на острове постоянно шли
столкновения между правителями отдельных районов, а потому
простым людям носить оружие запрещалось под страхом смерти.
Первый такой закон в 15-м веке ввел князь Се Хайси, который
подчинил себе остров, а позднее и архипелаг Рюкю. Вместе с Се
Хайси на Окинаву пришел буддизм – религия проповедующая
миролюбие. Вследствие этого обороноспособность резко упала, и в
1609 году архипелаг без труда был захвачен войсками японского
князя Симадзу из клана Сатсума. Окинавская армия была распущена,
все оружие было конфисковано, в результате "Катана кари" -"охоты
за мечами", объявленной японцами. Назревало восстание, и мастера
рукопашного боя срочно стали обучать граждан своему умению. К
тому времени искусство борьбы на Окинаве было хорошо развито и
носило название "Окинава-те" - "Окинавская рука".
В XVI в. сложились 3 направления:
"Сюри тэ" - в основе положена школа Шаолиня.
"Наха тэ" -
южно-китайские стили.
"Томари тэ"-комбинация первых двух.
Мастеров "Окинава тэ" было немного, а задача стояла трудная: за
короткий срок подготовить максимальное количество бойцов.
Поэтому из китайской техники были отобраны самые эффективные
приемы, которые и стали базовой техникой "Окинава тэ", а о
философии и самопознании речь не шла – не до того было.
Тренировки проводились в основном ночью в горах и лесах, отчего
"Окинава тэ" называли еще "Школой в зарослях". Некоторые мастера
владели такой техникой, что одним ударом руки или ноги убивали
одетого в доспехи самурая. Самураи в свою очередь владели
искусством джиу-джитсу, которое было действенным в бою с обычным
воином, но уступало ударной технике "Окинава тэ". Грозным
оружием в руках Окинавцев были обыкновенные сельскохозяйственные
орудия: "кама" – серпы, "нунчаку"-ими вели обмолот риса , "саи"
– ими взрыхляли почву, "бо" – шесты, "джо" – посохи. С разгромом
восстаний ( на это у японцев ушло 100 лет) "Окинава те" не
исчезло, а продолжало развиваться и совершенствоваться. В конце
XIX в. Окинава официально признана провинцией Японии. В 1902 г.
министерство образования Японии вводит "Окинава те" в школьную
программу как универсальное средство физического и духовного
воспитания. В то время один из известнейших мастеров, был
школьный учитель Гитин Фунакоси (родилсяв 1869 г., в городе Сюри).
По его инициативе группа мастеров ездила по Окинаве с
показательными выступлениями, вследствие чего возникло много
школ.
В 1917 г. Фунакоси был приглашен в Бутоку – Всеяпонский центр
боевых искусств в г. Киото. В 1921 г. во время посещения г. Сюри
наследником престола Хирохито, в школе Фунакоси состоялись
показательные выступления, которые получили высокую оценку
монарха.
В 1921 г. в Токио состоялся Всеяпонский фестиваль боевых
искусств, на который был приглашен и г. Фунакоси. На фестивале
присутствовали члены императорской семьи, военные и спортивные
специалисты, в том числе и создатель дзю–до – профессор Дзигоро
Кано, который предложил Фунакоси устроить выступления в центре
дзю–до "Кодокан. Фунакоси получил предложение написать несколько
работ по истории и методике своего искусства. Фунакоси основал
многочисленные секции при университетах, компаниях и торговых
центрах. Ему помогали многие мастера переселившиеся из Окинавы в
Японию.
Так началось победное шествие по Японской империи "Окинава тэ" (японцы
называли его "Тодэ").В 1930 г. термин "Окинава тэ" заменен
термином "Карате-дзюцу" ("искусство китайской руки"). В 1936 г.
на Окинаве встретились представители нескольких стилей
каратэ-дзюцу. Этот термин по предложению Фунакоси был заменен на
термин "Каратэ-до" – "Путь пустой руки".
Фунакоси подчеркнул, что каратэ-до не просто техника, а именно
искусство, направленное, как и другие дзэнские искусства, на
всестороннее совершенствование человека.
В том-же 1936 г. Фунакоси открыл свой центр под названием
Сётокан (Сёто- литературный псевдоним Фунакоси), по названию
созданного им стиля. К этому времени сложились на базе"Окинава-те"
четыре основных стиля каратэ-до, признанных классическими:
I стиль - Сетокан создан Гитином Фунакоси (1869-1957гг.),
доработан его сыном Иоситакой Фунакоси. Отличается низкими
стойками, мощными ударами рук.
II стиль - Сито-рю создан в середине 30-х годов другом Фунакоси
- Кенва Мабуни (1893-1953гг.) Сито по начальным иероглифам имен
учителей Мабуни Итосу и Хигаонна. Стиль отличается жесткостью,
мощью, резкостью и концентрацией движений.
III стиль - Годзю-рю ("сила и мягкость") создан учеником
Хигаонна - Тедзюном Мияги (1888-1953гг.) Основные особенности:
сила, жёсткость, тяжелые проломные удары, чередующиеся с мягкими
плавными движениями.
IV стиль - Вадо-рю ("путь мира"). Создал Хиронори Оцука
(1892-1982гг.), один из первых учеников Фунакоси. Отличается
ловкостью, обманными финтами, уходами. В отличие от первых трех
, является чисто японским стилем, влияние окинавской и китайской
техники почти незаметно: Ряд приемов заимствованы из джиу-джитсу.
Сегодняшнее каратэ насчитывает несколько десятков стилей и
направлений, но только одному из них удалось подняться до
четырех названных и стать классическим, это стиль "Кёкусинкай"
("союз искателей абсолютной истины"), созданный Масутасой Оямой
(1923-1994гг.)
Масутасу Ояма родился в Корее. В конце 1938г. семья Оямы
переезжает в Токио , где Масутасу становится учеником Фунакоси.
В школе Сетокан Ояма получает II дан . Во время службы в армии
изучает стиль Годзю-рю. В 1947г. стал победителем первого в
Японии турнира по карате-до. В 1948 г. Ояма ушел в затерянный в
горах буддийский монастырь. Изучал древние трактаты, усиленно
тренировался. Вернувшись в "большой мир" Ояма занялся
пропагандой своего стиля. Провел 51 бой с быками, отрубая рога
ударом ребра ладони. Мировым сообществом стиля кёкусинкай ему
присвоен почетный X дан.
Остановимся подробнее на 2-х стилях, входящих в программу клуба
"О-КАН" , годзю-рю и сетокан.
I.
стиль - Сетокан. Название происходит от литературного псевдонима
создателя этого стиля г. Фунакоси – Сёто (считается, что мастер
боевых искусств кроме единоборств должен заниматься поэзией,
музыкой и т.д.). После его смерти в 1975г. стиль сетокан
возглавил его лучший ученик М Накаяма, впоследствии обладатель X
дана. После смерти Масатоси Накаямы стиль сетокан в мировом
масштабе возглавили Хироказу Каназава (IX дан) и Танака (VIII
дан) и их ближайшие ученики Касуя (VIII дан) и Мураками(VI дан).
II.стиль -Годзю. Стиль созданный Т. Мияги, впоследствии разделился на
два направления:
Окинава Годзю-рю, возглавляет г. Хигаонна (IX дан). Ведущие
мастера стиля - Марио Хигаонна (IX дан), Терруо Чинен (VIII дан)
и др.
Годзю-рю-кай. Осенсей - Гоген Ямагучи (X дан). Ведущие мастера
стиля: Ямагучи-сын - VIII дан, Агава - VII дан и Сакумото - VI
дан. Стиль отличается уникальной, так называемой монастырской
техникой.
Последние исследования в области спортивной гребли установили, что в 2-х
местной байдарке обычно находятся два загадочных существа, называющихся
Гребибля и Гребубля...
В нашем тренажерном зале занимается большое количество дам. И вот одна молодая особа, подойдя к тренеру, начинает вполне типичный разговор:
- Мне нужна другая программа занятий, пожестче...
Тренер:
- С плетками и стонами?!
Идeт чeмпиoнaт миpa пo бopьбe. B финaл выхoдят япoнeц и aмepикaнeц. Пepeд мaтчeм тpeнep aмepикaнцa зaхoдит к пoдoпeчнoмy и гoвopит:
- Джoн, я тeбe нe гoвopил paньшe, нo c этим япoнцeм лyчшe нe дpaтьcя! У нeгo ecть oдин зaхвaт - ecли пoпaлcя, тo тeбe кoнeц!!!
- Дa ничeгo, я cпpaвлюcь...
Hy, выхoдят oни нa pинг, нaчинaют бopoтьcя. Гдe-тo минyты чepeз пoлтopы япoнeц дeлaeт cвoй фиpмeнный зaхвaт! Hy, тpeнep aмepикaнцa peшил "BCE!" и пoшeл yжe в кaбaк гope зaливaть. Cидит, знaчит, пьeт, тyт cмoтpит - пo TB Джoнa пoкaзывaют, вce eгo пoздpaвляют c титyлoм чeмпиoнa!!! Тренер бегом в зaл - тoчнo - Джoн выигpaл... Kaк тoлькo ocтaютcя oни нaeдинe, тренер cpaзy c вoпpocoм:
- Джoн, я нe вepю cвoим глaзaм, кaк тeбe yдaлocь??!!
- Дa пoнимaетe, я yжe caм и нe нaдeялcя. Дyмaл, вce пpoпaлo, кoгдa oн мeня в cвoй зaхвaт взял. Hy, я тaм eщe тpeпыхaлcя, тpeпыхaлcя, a тyт вдpyг вижy - пepeд мoим лицoм яйцa бoлтaютcя, нy я взял и yкycил их...
- Дa ты чтo, Джoн, этo жe нe пo-cпopтивнoмy, дa и вpяд ли пoмoглo бы!
Джoн (полoжив pyкy тpeнepy нa плeчo):
- Tpeнep, вы нe пpeдcтaвляeтe, чтo мoжeт cдeлaть чeлoвeк, кoгдa yкycит CEБЯ зa яйцa...