Существует немало легенд и различных
предположении о происхождении шахматной игры, но точно
установленных фактов удалось пока собрать очень немного.
Исторически достоверным можно считать, что шахматы зародились в
Индии свыше 2000 лет назад. Игра называлась тогда чатуранга, что
значит на санскрите - четыре рода, войска с четырьмя родами
оружия: колесницы, слоны, конница, пехота. Как свидетельствует
Ратнакары (IX в.) в чатуранге было всего 4 фигуры - доска 9х9.
Различием и расположением своих фигур она стремилась отобразить
состав и строй индийского войска того времени.
Шахматы, насчитывавшие в старину много
разновидностей, из Индии распространились по всей восточной и
центральной Азии, а в конце V или начале VI века проникли в
Иран. Здесь эта игра, где "победу разумом одерживают", как
говорится в одной из древнейших рукописей, пользовалась большой
популярностью.
В VII столетии с шахматами познакомились
завоеватели иранской монархии - арабы. Новую для них игру они
называли шатрандж (от персидского шатранг). В ту далёкую эпоху
правила шахматной игры во многом отличались от нынешних. Арабы
развили и несколько усовершенствовали древнюю шахматную игру.
Максимального развития шахматы у арабов достигли в IX-Х
столетиях. Сохранившиеся рукописи свидетельствуют, что арабы
интересовались не только практической игрой, но и шахматной
композицией (задачи, этюды), а также исследованиями (анализом)
отдельных позиций.
В настоящее время эти исследования имеют
ограниченное значение ввиду различия в ходах некоторых
фигур.Только ходы короля, ладьи и коня были в то время такими
же, как сейчас. Ферзь был тогда не сильнейшей, а наоборот,
слабейшей фигурой - он передвигался лишь на одно поле по
диагонали, а слон совершал своеобразный прыжок по диагонали
через одно поле. Пешки в начальном положении можно было
продвигать только на одно поле. Современной рокировки не
существовало. Легко понять, что при таких правилах ходов
столкновение сил начиналось значительно позже, чем в современных,
"дальнобойных" шахматах, и вообще темп игры в шатрандже
отличался большой медлительностью. Целью маневров было, как и
сейчас, поставить неприятельского короля в безвыходное положение,
дать ему "мат" или, если случалось, "пат", что также считалось
тогда победой. Однако, принимая во внимание слабость ферзя и
слонов, а следовательно, и относительно большую силу короля, мат
(также и пат) был в практической игре большой редкостью (такие
окончания партий вызывали удивление и подчас записывались, что и
способствовало созданию и развитию шахматной композиции).
Нормально победа в практической партии достигалась лишением
неприятельского короля всех фигур его лагеря ("одинокий
король"); борьба шла "на уничтожение". Таким образом, шатрандж
знал некоторые разновидности победы, потерявшие своё значение в
настоящее время.
Культура шахматной игры, достигшая довольно
значительного развития у арабов, заметно снизилась при переходе
шатранджа в Европу. Период с Х по XV столетие был периодом
упадка шахматного искусства. Это и понятно. То была эпоха
безраздельного господства феодализма и католической церкви,
эпоха, характеризовавшаяся общим понижением уровня культуры.
Мертвящая атмосфера средневековья не благоприятствовала
свободному развитию искусств.
Шахматы
становились подчас игрой азарта; в них играли на деньги, так же,
как в кости, триктрак и тому подобные игры. Поэтому снижался
моральный уровень шахмат. В конце XIII века католическая церковь
даже отнесла их к числу запретных, "недостойных христианина,
греховных забав", но это гонение продолжалось сравнительно
недолго и было отменено в середине XIV века.
Наибольшее препятствие для развития,
шатранджа, однако, было заложено в нем самом - в его правилах, в
его медлительном характере. Естественным было поэтому стремление
укоротить процесс игры, сделать ее более стремительной и быстрее
допускающей развязку. Это и привело постепенно к выработке
современных правил.
Современные правила игры сложились в основном в эпоху
Возрождения (XV-XVI вв.), хотя полное их единообразие
установилось лишь около 100 лет назад.
В связи с реформой правил игры для шахмат
наступил период нового расцвета. Решающее значение здесь
приобрели растущая популярность шахмат среди народных масс и
изобретение книгопечатания, способствовавшее развитию шахматной
литературы. С этого периода начинается история шахмат нового
времени. Целый ряд теоретиков и шахматистов-практиков с жаром
углубился в изучение богатых возможностей, открывшихся в игре в
связи с ее реформацией. В конце XV и в начале XVI века
появляются первые книги по шахматам; ценность их для настоящего
времени, конечно, незначительна.
Дошедшие до нас партии XVII века
свидетельствуют о том, что игра того времени была ещё очень
наивной и характеризовалась стремительными комбинационными
атаками на неприятельского короля, связанными с жертвами фигур
и, особенно, пешек.
Лучшим шахматистом-практиком XVIII века был
француз Филидор (1726-1795). Он был известен и как теоретик,
применивший и обосновавший ряд общих принципов построения и
ведения партии. Особенное значение Филидор придавал движению
пешек. "Пешки - душа шахмат",-говорил он. Свою теорию Филидор
изложил в 1749 году в нашумевшем и выдержавшем впоследствии
целый ряд изданий "Исследовании шахматной игры".
Игра "по системе Филидора" придавала партии
медлительный и осторожный, позиционный характер. Фигуры играли
подчиненную роль, и действия их были скованными, так как
основным принципом являлось планомерное пешечное наступление.
Против такого одностороннего направления в игре выступил во
второй половине XVIII века ряд теоретиков. Но лишь в начале
следующего столетия началось постепенное возвращение к фигурной,
комбинационной игре. Сильнейшими шахматистами в тридцатых и
сороковых годах XIX века считались Лабурдоннэ и затем Стаунтон.
Таков был в общих чертах путь развития шахмат
в Западной Европе от времени первоначального ознакомления с ними
до середины XIX века.
Иначе происходило в этот период развитие шахмат в России.
Пути и время проникновения шахмат в древнюю
Русь остаются не вполне выясненными до настоящего времени.
Однако не вызывающим сомнения фактом считается, что шахматы
проникли к нам непосредственно с Востока. Главным
доказательством этого является чистота русской шахматной
терминологии, сохранившей восточные наименования почти всех
участвующих в игре фигур без искажений и переделок, характерных
для стран Западной Европы. Время проникновения к нам шахмат
различные исследователи определяют по-разному: от IX до XII века.
Политические и социальные условия мало
способствовали развитию шахмат в старой России. На протяжении
ряда столетий (с XIII по XVII в.) они подвергались гонению со
стороны церкви, усматривавшей в них отголосок язычества и
ставившей их на один уровень с игрой в кости и другими азартными
играми. Был период, когда шахматную игру запрещала в
законодательном порядке государственная власть. Это, разумеется,
отрицательно влияло на развитие шахмат в России.
Все же притягательная сила шахмат была столь
велика, что шахматы продолжали жить в народе, несмотря на
всяческие запреты; наилучшее этому доказательство - самое обилие
и повторность запретов. Другим несомненным свидетельством
значительного распространения шахмат является русский народный
эпос-былины, старинные песни, пословицы, где часто, встречаются
упоминания о шахматной игре и заимствованные из нее образы и
выражения. Конечно, всякие запреты не мешали играть в шахматы
царям, боярам и духовенству, хотя как раз в отношении духовных
лиц запреты были особенно строги. Во второй половине XVII века
гонения постепенно потеряли свою остроту. Но характерно, что ещё
в 1731 году некий митрополит доносил на другого, что тот велел
снять на своем московском подворье колокола, чтобы звон их не
мешал ему всю ночь играть в шахматы.
О значительном распространении шахмат говорят
и сообщения иностранцев, приезжавших в ту эпоху в Московию по
дипломатическим и торговым делам. Они единодушны не только в
вопросе о широком распространении шахмат, но и отмечают с
изумлением искусство, с которым русские играют в шахматы.
Наиболее выразительно в этом отношении сообщение одной
французской хроники XVII века, в котором рассказывается о
посольстве, направленном в 1685 году из Москвы к Людовику XIV в
составе свыше 50 человек. В сообщении говорится: "Эти русские
превосходно играют в шахматы; наши лучшие игроки перед ними
ученики".
Охватывая период до конца XVIII века в целом,
следует отметить, что ряд исторических условий влиял замедляющим
образом на развитие шахмат в России. Гонения церкви, отсутствие
вплоть до XIX века рукописных и печатных работ по шахматам и
другие причины обусловили более поздний выход русских мастеров
на международную арену.
Не имея возможности в рассмотренный нами
период развиваться ни в теоретическом, ни в практическом
отношении, шахматы выдвигали лишь самородков, оставшихся
безвестными талантливых любителей, удивлявших иностранцев при
редких встречах с ними.
Подобное положение сохранялось до конца XVIII
и начала XIX века, когда в России начали создаваться первые
шахматные кружки и выходить первые русские шахматные книги.
Вчера зашел в магазин «Всё для футбола». Купил там пиво, сигареты и телевизор
Чемпионат мира по дартсу был прерван внезапно открывшейся дверью.
Современный любитель футбола болеет за страну, в которой родился, работает и живёт. В общем, за три команды.
- Ты слышал, что сборная России по футболу решила отказаться от борьбы за путёвку на ЧМ-2014?
- И правильно! Какой смысл? Всё равно все игры по телевизору покажут.