МОТОРНЫЕ ЛОДКИ СПОРТ - история водно-моторного спорта. В конце XIX века были предприняты первые успешные попытки создания самодвижущегося экипажа, предназначенного для безрельсовых дорог. Этим было положено начало зарождению автомобиля. Почти одновременно с ним появляется моторный катер. В 1886 г. немецкий инженер Г. Даймлер построил и испытал первый в мире моторный катер «Неккар» (длина 6 м, ширина 1,5 м, двигатель «Г. Даймлер» мощностью 2 л.с. при 800 об/мин).
Развитие и усовершенствование моторного катера как водного транспортного средства шло быстро. Вскоре его оценили и «приняли на вооружение» спортсмены: уже в 1889 г. Парижский парусный клуб провел первые гонки моторных судов. В 1903 г. в бухте Монако состоялись первые международные соревнования на моторных катерах. Были достигнуты впечатляющие для того времени скорости – 25-30 км/ч. Новый вид спорта заинтересовал устроителей IV Олимпиады, проходившей в Лондоне в 1908 г. В программу Олимпийских игр были включены гонки в трех классах моторных судов. В соревнованиях участвовали 14 спортсменов из Великобритании и Франции. Чемпионом в одном классе стал француз Э. Тюбон, в двух других классах первенствовал экипаж англичан – Т. Торникрофт и Б. Редвуд.
Россия была в числе первых в мире государств, в которых стали применять на мелких судах двигатели внутреннего сгорания. Сначала это были катера, приобретенные за границей, но уже в 1900 г. на заводе «Старлей» в Петербурге по проекту П. Н. Беляева был построен первый отечественный катер с бензиновым двигателем, а с 1904 г. завод «Г. А. Лесснер» в Петербурге начал серийный выпуск отечественных карбюраторных судовых двигателей мощностью 6, 12, 16, 25, 30 и 50 л.с.
Первые гонки моторных катеров в России, организованные Петербургским речным яхт-клубом и положившие начало водно-моторному спорту в стране, состоялись 1 августа (19 июля) 1904 г. на р. Средняя Невка у Елагина острова. Победу в этом соревновании одержал К. Р. Картау на катере «Сирена», второе место занял А. Л. Золотов на катере, построенном по проекту В. Н. Пылкова. Такие соревнования стали традиционными и проводились ежегодно до 1916 г. С 1906 г. гонки на моторных судах стали проводить в Риге, с 1908 г. в Одессе, с 1909 г. в Ростове-на-Дону, с 1912 г. в Москве и т.д.
В 1925 г. при Московском автомобильном клубе общества «Автодор» была создана водно-моторная секция, в числе организаторов которой были Ю. В. Емельянов, П. Д. Энгельмейер, Р. И. Жемарин и др. Осенью 1926 г. на Москве-реке состоялись первые в послереволюционные годы соревнования на моторных судах – в них участвовали 10 моторных лодок и катеров. Наибольшая скорость в гонках на трехкилометровой кольцевой трассе с двумя поворотными буями составила около 18 км/ч. В 1928 г. трудами энтузиастов водно-моторного спорта из Центрального совета общества «Автодор» в Москве был создан Московский водно-моторный клуб, который стал центром организационной и спортивной деятельности водномоторников столицы. Впоследствии этот клуб, получивший имя П. И. Баранова, стал Центральным водно-моторным клубом СССР (ЦВМК) и под руководством известного спортсмена П. А. Леонтьева сыграл огромную роль в становлении советского водно-моторного спорта. В Ленинграде, являвшемся вторым после Москвы центром водно-моторного спорта, видную роль в становлении этого вида спорта играл яхт-клуб Добровольного спортивного общества «Водник». С постройкой в Ленинграде нового стадиона имени В. И. Ленина общество «Автодор» организовало при нем городскую водно-моторную секцию, возглавил которую известный яхтсмен, директор стадиона А. О. Сярккя. Секция имела несколько стоянок катеров и глиссеров с воздушными винтами на р. Ждановке, Средней и Малой Невках. Водно-моторные секции возникли также в Киеве, Нижнем Новгороде (Горьком), Одессе, Рыбинске (Андропове), Саратове, Ярославле.
Важное значение для популяризации водно-моторного спорта имело включение гонок на моторных судах в программу I Всесоюзной спартакиады по техническим видам спорта 1928 г. Соревнования эти прошли на Москве-реке на водной станции «Динамо» у Крымского моста. В них участвовали 20 судов, разделенных на 4 категории. Маломощные суда соревновались на дистанции 4 км. Победителями стали А. Леонтьев (стационарный двигатель 3,5 л.с., скорость 10,3 км/ч и Г. Михайлов (подвесной мотор 3,5 л.с., скорость 9,75 км/ч) в группе более мощных судов, стартовавших на дистанции 8 км, победили Ягминович (подвесной мотор 5 л.с., скорость 17,94 км/ч) и Яковлев (стационарный двигатель 10,5 л.с., скорость 38,68 км/ч)
Водно-моторный спорт - спорт мужественых и отважных. Он пропагандирует здоровый образ жизни и высокое физическое мастерство, стремление к победе и патриотизм.
АКВАБАЙК
Об этой разновидности водно-моторного спорта впервые заговорили в 70-х годах прошлого столетия. Именно тогда в одном из городков на побережье Северной Америки изобрели первый в мире водный мотоцикл – аквабайк.
Поговаривают, что сумасшедшая на первый взгляд идея загнать мотоцикл в пенные воды Тихого океана пришла в головы группе мотогонщиков, которые проводили тренировки по кольцевому мотоспорту вблизи одного из пляжей Калифорнии. Нет, конечно же, обычному мотоциклу нечего было делать в океанских водах, поэтому мотоциклисты вкупе с механиками стали разрабатывать принципиально новый вид транспорта – водоплавающий мотоцикл. Над этим изобретением конструкторы бились в течение семи лет. И, наконец, в марте 1970 года на воду был спущен первый в мире аквабайк. Сколько в тот день было выпито шампанского или более крепких напитков история умалчивает, а вот то, что первый заезд-заплыв не был продолжительным – известно доподлинно. Пионер этого вида спорта настолько увлекся выписыванием виражей на океанской глади, что не заметил как вода залила негерметичный двигатель. Естественно, заглохший. Так что триумфального возвращения на берег не вышло – обездвиженную махину пришлось отбуксировать на сушу при помощи моторной лодки.
Но уверенные в успехе делающего первые шаги спорта энтузиасты рук не опустили. И спустя пару лет миру был явлен новый, усовершенствованный аквамотоцикл, обладающий отменными плавательными качествами, надежной ходовой частью и комфортом, который только можно вообразить на «судне» размером 1,5 х 0,6 м. Поначалу никто из «родителей» аквабайка и не думал использовать его в спортивных целях: водный мотоцикл был в первую очередь дорогим развлечением (10 минут катания стоили $50). По своей популярности аквабайк на равных конкурировал с другим, истинно американским увлечением – ездой на мотоциклах «Харлей Дэвидсон».
Впоследствии, когда аквабайк был поставлен на серийное производство, кто-то из предприимчивых американцев догадался проводить соревнования мотоциклов на воде. Так появился спортивный аквабайк – зрелище, привлекающее миллионы людей во всем мире. Повальное увлечение им в США, как это водится, вскоре перекинулось и на Старый Свет, который, словно позабыв о своем почтенном возрасте, тоже начал выделывать фигуры высшего пилотажа на водных мотоциклах. Больше других в этом преуспели аквабайкеры из Италии. Гонщики со свойственным им горячим темпераментом принялись доказывать, что водная стихия покоряется не только жителям открытого Колумбом континента. И, надо сказать, весьма успешно: именно уроженцы Апеннин бросают перчатку заокеанским спортсменам на основных международных стартах. С 1986 года проводятся международные соревнования. Гонки на аквабайке класса PRO состоят из шести этапов и проводятся ежегодно в Южной Америке, Европе и на Ближнем Востоке.
Безумные виражи «морских дьяволов» Аквабайки полюбили за скорость и маневренность. Настоящим сорвиголовам было мало просто гонять туда-сюда по волнам. Верхом крутизны гонок на аквабайках стали прыжки, выполнение акробатических номеров и пируэты, даже погружение на небольшую глубину. Развитие конструкторской мысли предусмотрело производство двух классов аквабайков: сидячие (объем двигателя до 1200 куб. см) и стоячие (до 785 куб. см).
Постепенно выкристаллизировались три разновидности этого спорта: кольцевые гонки, слалом и фристайл.
Соревнования по кольцевым гонкам практически не отличаются от своего сухопутного прототипа – так же, как и на суше, состязания проводятся на круговой трассе. Она состоит из 12-15 поворотов, размеченных красными (справа) и белыми (слева) буями. Здесь побеждает тот, кто первым приходит к финишу. Однако, несмотря на свою кажущуюся банальность, эта разновидность аквабайка очень зрелищна.
Зато для второй разновидности водно-мотоциклетного спорта, слалома, подбирают специальное водное пространство, на котором буями размечается прямоугольник. Соревнования в этом виде очень напоминают горнолыжные: внутри прямоугольника помещают буи красного цвета, которые надо обходить на пути к финишу Лидер в слаломе определяется только по времени.
Фристайл является, пожалуй, самым сложным и красивым видом аквабайка. Здесь, как и в сухопутном фристайле, спортсмен демонстрирует заранее подготовленную произвольную программу, которая включает ряд экстравагантно сочетающихся между собой элементов (сальто, пируэты). Но на такое способны только высококлассные мастера, наблюдать за «проделками» которых – истинное удовольствие для любителей экстремальных развлечений.
В соседней с нами России соревнования по аквабайку проводятся с 1998 года. И хотя модели гидроциклов, на которых соревнуются российские аквабайкеры, по большей части устаревшие, спортсмены умудряются показывать приемлемые результаты. «Нам бы технику современную, уж тогда точно засунули за пояс итальянцев с американцами», - сетуют российские лихачи. На Западе на усовершенствование техники ежегодно тратятся огромные деньги. К сожалению, российские аквабайкеры такой возможности не имеют. Но эти люди способны выжимать из своих стальных коней максимум возможного и навязывать реальную борьбу конкурентам, даже уступая им в техническом оснащении.